Рекомендации поведения учащихся на маршруте безопасного следования от школы до дома

Многие дети живут достаточно далеко от школы и вынуждены пользовать­ся общественным транспортом, переходить оживленную проезжую часть. Если младших школьников сопровождают родители, то учащиеся средней школы проделывают этот путь самостоятельно. Для снижения риска детского травма­тизма и предупреждения опасных ситуаций родителям стоит провести хотя бы один разговор с ребёнком по безопасному маршруту следова­ния от школы до дома.

Многие дети живут достаточно далеко от школы и вынуждены пользовать­ся общественным транспортом, переходить оживленную проезжую часть. Если младших школьников сопровождают родители, то учащиеся средней школы проделывают этот путь самостоятельно. Для снижения риска детского травма­тизма и предупреждения опасных ситуаций родителям стоит провести хотя бы один разговор с ребёнком по безопасному маршруту следова­ния от школы до дома.

Пусть дети в начале разговора назовут те разновидности опасности, с которыми им приходится встречаться на улице. Если есть возможность, то предварительно уточните у детей об опасностях, с которыми они могут столкнуться по дороге в школу, а потом сопоставьте со своими наблюдениями и обязательно объясните им разницу. Очень часто представление взрослых и детей об опасностях, подстерегающих их на улице, не совпадает. Школьники многое упускают из вида. Поэтому стоит особенно подробно разобрать все возможные ситуации.

Список опасностей может быть, например, следующим:

- движущиеся автомобили, оживленные дороги и все, что с ними связа­но;

- автомобили и другие транспортные средства, припаркованные во дворах и на обочинах дорог; постройки, деревья и прочие объекты, закрывающие обзор пешеходам;

- скользкие дороги и тротуары;

- канализационные люки;

- строительные леса, лестницы и т. п.;

- сосульки на крышах домов;

- отсутствие освещения;

-животные (агрессивные уличные и домашние собаки; кошки и птицы как источник переноса инфекций и пр.);

- люди, склонные к агрессивному поведению (пьяные, неадекватные и т. п.);

- уличные грабители и хулиганы.

Если необходимо сделайте на отдельном листе схематичный рисунок своего района (можно распечатать из Интернета) и пометить на ней все встречающиеся по дороге в школу препятствия.

На схеме (карте) следует указать:

• все возможные маршруты следования в школу;

• наиболее безопасный и приемлемый путь (которым обычно пользует­ся ребенок);

• возможные опасности по дороге;

• фамилии одноклассников, которые ходят в школу этой же дорогой или с которыми ребенок встречается по пути (с указанием их контактных данных).

На этом же листе ниже нужно написать:

• номер домашнего и мобильного телефона ребёнка;

• примерное время, которое ребенок затрачивает на дорогу от школы до дома;

• фамилию, имя, отчество и контактные телефоны родителей;

• время, когда у школьника заканчиваются занятия (по дням недели).


Самостоятельно составив такую карту, ученику следует согласовать ее с классным руководителем. Он должен ознакомятся с маршрутом ребенка и дополнить его, если сочтёт нужным.

Такая карточка должна храниться и дома, и в классе (у классного руково­дителя). Она может помочь в случаях поиска неожиданно пропавшего ребенка.

Задача родителей и учителя при обсуждении безопасного маршрута - не запугать детей, а предупредить их о возможных опасностях. Для особо впечатлительных пу­гающие истории могут стать источником страхов, нарушить нормальную адап­тацию к внешнему миру, вызвать чрезмерную боязливость, тревожность, пре­вратить в неврастеников. Поэтому при проведении бесед на данную тему родители, как и педагог, должны быть внимательны и учитывать индивидуальные психологические особенности каждого ребёнка.