Сайт имеет высокое качество информационного наполнения и входит в зеленую зону общероссийского рейтинга сайтов образовательных учреждений.
Победитель второго этапа проекта «Школа новых технологий»
Финалист конкурса «Педагог года 2017»
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2013
Участник Рейтинга школ, показавших высокие образовательные результаты в 2012-2013 учебном году.
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2013-2014 учебном году
Юго-Восточный административный округ

Кафедра социально-гуманитарного цикла

Кафедра социально-гуманитарного цикла ГБОУ Школа 1987

Кафедра - это объединение преподавателей учебных дисциплин, относящихся к какой-либо одной отрасли науки. (Словарь современного русского языка).

Как правило, кафедра организуется при наличии не менее пяти учителей по одной образовательной области (или по одному предмету). И функционирует на основании Положения о кафедре, в котором в сжатой форме отражаются основные цели, задачи и направления ее работы, организационная структура, обязанности заведующего кафедрой и всех ее членов, права и ответственность.

Разрабатывается Положение администрацией и представителями педагогического коллектива школы и утверждается педагогическим советом.

Кафедра имеет коллектив учителей, лаборантский состав, обеспечивающий учебный процесс, учебные классы, лаборатории и кабинеты. В состав кафедры могут входить (привлекаться к работе) педагогические и научные работники вузов.

В школе кафедра является основным научно-методическим подразделением, осуществляющим проведение учебно-воспитательной, методической, экспериментальной и научно-исследовательской работы .

От методического объединения кафедру отличает, прежде всего то, что в содержание ее деятельности кроме исследовательской и экспериментальной работы входит и научная, (работа ШНО «Архимед»).

Функции кафедры:

1. Проводит все виды учебной деятельности.
С этой целью:

  • разрабатывает на основе утвержденных учебных планов и программ тематические планы, учитывающие федеральный, региональный и школьный компоненты, условия и особенности обучения различных групп учащихся;
  • обеспечивает непрерывное совершенствование качества преподавания: активизацию практических, семинарских, лабораторных индивидуальных и самостоятельных занятий как эффективных форм закрепления знаний, привития учащимся необходимых умений и навыков, развития творческих способностей обучаемых;
  • организует и руководит научно-исследовательской работой учащихся;
  • проводит итоговую и промежуточную аттестацию учащихся по предметам кафедры, анализирует их итоги;
  • осуществляет комплексное методическое обеспечение учебных предметов кафедры, учебных пособий, разработку учебно-методических материалов по проведению всех видов занятий, а также других пособий, предусматривающих использование новых форм и методов преподавания, рациональное сочетание методических приемов, эффективное использование современных технических средств обучения и лабораторного оборудования;
  • осуществляет подготовку и повышение квалификации педагогических кадров, устанавливает творческие связи с кафедрами других ОУ, изучает, обобщает и распространяет опыт работы лучших учителей, оказывает помощь молодым специалистам в овладении педагогическим мастерством.

2. Участвует в научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работе ОУ:

  • принимает участие в экспериментальных и научных исследованиях по важнейшим теоретическим проблемам по профилю кафедры, проблемам педагогики в тесной связи с задачами повышения качества преподавания учебных предметов;
  • обсуждает результаты научно-исследовательских и экспериментальных работ и дает рекомендации к опубликованию отчетов oб их проведении, принимает участие во внедрении результатов исследований и экспериментов в практику.

3. Участвует в организации профессиональной ориентации учащихся, проведении занятий на подготовительном отделении или подготовительных курсах по профилю кафедры (при наличии договоров с вузами).

4. Организует учебно-воспитательную, методическую, экспериментальную и научную работу кафедры ее руководитель, назначаемый приказом директора ОУ. Заведующий кафедрой в зависимости от структуры образовательного учреждения подчиняется директору или одному из его заместителей. Заведующему кафедрой подчиняются все учителя и лаборанты, входящие в состав кафедры.

Заведующий кафедрой отвечает:

за качество преподавания; выполнение исследовательской и экспериментальной работы; повышение квалификации учителей кафедры; состояние трудовой дисциплины и внутреннего порядка на кафедре; состояние и сохранность учебно-материальной и лабораторной базы кафедры.

Заведующий кафедрой обязан:

Методическая работа на кафедре

В деятельности кафедры нет ни одного вопроса, ни одной проблемы, не связанной с методической работой, с методикой обучения. Вот почему совершенно справедливо утверждение, что кафедра является центром методической работы в ОУ. Методическая работа должна обеспечить соответствие содержания, формы преподавания и направленности каждой учебной дисциплины требованиям учебного плана.

Поэтому цель методической работы кафедры - совершенствование преподавания учебных предметов и проведение мероприятий по повышению педагогического мастерства учителей.


Перечень основных документов кафедры

1. Документы перспективного планирования:

2. Документы текущего планирования:

3. Отчетные документы:

План разрабатывается по форме, традиционно сложившейся и привычной для ОО и должен включать следующие разделы:

I. Основные задачи кафедры на учебный год.

II. План-календарь основных мероприятий кафедры на учебный год:

2.1. Учебно-воспитательная работа.

2.2. Методическая работа.

2.3. Внеклассная работа по предмету.

2.4. Экспериментальная и научно-исследовательская работа.

2.5. Работа с кадрами.

2.6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса.

III. График контроля деятельности учителей кафедры и сотрудников лаборатории.

IV. График-календарь работы сотрудников кафедры.

На заседании предметно-методической группы обсуждаются:

По каждому из обсуждаемых вопросов принимаются рекомендации, которые фиксируются в журналах работы предметно-методических групп. Рекомендации подписываются председателем (руководителем) группы и утверждаются заведующим кафедрой.

Результатом деятельности кафедр и лабораторий являются: